+375 17

354-78-92
354-78-76

Презентация
программы ЭКСПЕРТ
в вашем офисе
 
 

Обновление баз

Законодательство Российской Федерации:

kodeks

Система российского законодательства

«Кодекс»,
«Техэксперт».

Вступили в силу изменения в общевоинские уставы Вооруженных Сил

26 марта 2015

Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. № 432 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355» вступил в силу 25 марта 2015 г. Правовой акт был подготовлен в связи с несоответствием отдельных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь организационной структуре Вооруженных Сил и законодательным актам Республики Беларусь в военной сфере. Разъяснения о внесенных изменениях дал полковник Владислав Будик, начальник управления службы войск Вооруженных Сил.

«За время существования принятых в 2001 году общевоинских уставов изменения и дополнения в них вносились восемь раз, и, в конце концов, назрела необходимость в их новой редакции», – пояснил Владислав Будик. Начнем с того, что изменения предусматривают приведение в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и существующей организационной структурой терминологии общевоинских уставов. В частности, приведены в соответствие названия некоторых воинских должностей, исключен ряд терминов, не соответствующих существующей структуре Вооруженных Сил («корпус», «дивизия» и другие).

Из общевоинских уставов исключены положения, касающиеся дисциплинарной воинской части, в связи с исключением такого вида наказания, как направление военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть, и ликвидацией этой воинской части.

 Изменения в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь

Из Устава внутренней службы Вооруженных Сил исключены ограничения в отношении военнослужащих, не принесших Военную присягу.

Тем самым исключено двоякое толкование нормы, пояснил полковник Владислав Будик: в Законе «О воинской обязанности и воинской службе» существует только одно ограничение – военнослужащие, не принесшие Военную присягу, не могут привлекаться к выполнению боевых задач. В общевоинских уставах, которые были изданы раньше, чем последняя редакция Закона, существовали дополнительные ограничения: таких военнослужащих не могли назначать на воинские должности, налагать на них дисциплинарный арест, предоставлять увольнение из расположения воинской части. То есть Военная присяга – это черта, не перейдя которую, военнослужащий не получал определенных прав и обязанностей. В связи с призывом лиц, которые по религиозным убеждениям отказывались принимать Военную присягу, возникало много вопросов в ходе прохождения ими военной службы. Внесенные изменения позволили устранить указанные противоречия и привести нормы уставов в соответствие с указанным Законом.

В новой редакции Устава внутренней службы введена норма, запрещающая военнослужащим при ношении военной формы одежды держать руки в карманах, а также курить на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. В предыдущей редакции общевоинских уставов эти нормы носили более лояльный характер, то есть военнослужащим только не рекомендовалось указанное.

С целью повышения эффективности внутренней службы уточнен порядок ее организации, а также специальные обязанности лиц суточного наряда. Например, из обязанностей дежурного по контрольно-пропускному пункту и его помощника исключена норма по пропуску военнослужащих на территорию воинской части «если он знает их в лицо». Пропускной режим на территорию части является одной из составляющей обеспечения ее безопасности. Поэтому было принято решение, что всякий, кто заходит на территорию воинской части, даже если он проходит в ней службу, отныне в обязательном порядке должен предъявить соответствующий документ.

Уточнены отдельные положения обязанностей командиров (начальников) и основных должностных лиц бригады (полка), а также порядок представления должностных лиц перед началом инспектирования (проверки) воинской части.

Также введена норма, обязывающая военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, после завершения лечения в амбулаторных или стационарных условиях представлять необходимые оправдательные документы. Из Устава исключена обязательная норма по доставке больных в учреждения здравоохранения дежурным санитарным транспортом воинской части. Объективно не всякий больной в этом нуждался, поэтому было решено изменить эту норму: доставлять больных, чье состояние это позволяет, в учреждения здравоохранения общественным транспортом в сопровождении медицинского работника, а санитарным транспортом доставлять только тех, кто в этом действительно нуждается. Внесенное изменение позволит сэкономить бюджетные деньги и ресурс автомобилей.

Расширена также категория лиц суточного наряда, вооружаемая специальными средствами. Принятый в 2010 году Закон «О статусе военнослужащих» наделил военнослужащих правом применять спецсредства. До недавнего времени военнослужащие срочной военной службы при нахождении в составе суточного наряда (кроме караула) вооружались штык-ножами, рассказал начальник управления службы войск. Теперь в их арсенал добавлены резиновые палки – специальные средства, применение которых не влечет летальных последствий, но позволяет военнослужащим чувствовать себя более защищенными.

Из Положения о порядке вручения Боевых Знамен и орденов воинским частям исключена глава «Порядок вручения ордена воинской части» в целях приведения ее в соответствие с Законом «О государственных наградах Республики Беларусь», а также уточнен порядок хранения Боевого Знамени воинской части.

Еще одной новацией стало уточнение порядка проводов командира воинской части, а также военнообязанных по окончании сборов. Прежде воинский ритуал прощания с Боевым Знаменем распространялся только на командиров, уволенных в запас или отставку. В новой редакции этот ритуал проводится также в отношении командиров, переведенных на новое место военной службы. Аналогичная возможность появилась и для военнообязанных, призванных на сборы. В отличие от военнослужащих срочной военной службы, раньше они были ее лишены. «Данный ритуал служит для поднятия имиджа армии, укрепления войскового товарищества среди военнослужащих, этим и объясняются внесенные изменения», – прокомментировал полковник Владислав Будик.


Изменения в Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Республики Беларусь

Гарнизонная служба оптимизирована и приведена в соответствие с законодательством Республики Беларусь, исключен ряд должностных лиц гарнизона в связи с организацией обеспечения воинских частей по территориальному принципу, а также возложением некоторых функций на штатные военные комендатуры.

В прошлом в Беларуси насчитывалось более 30 гарнизонов (гарнизон составляют воинские части, расположенные постоянно или временно в населенном пункте или районе с установленными границами), но в связи с оптимизацией численности Вооруженных Сил и мест размещения воинских частей количество гарнизонов значительно сократилось. Также некоторые вопросы, которыми раньше занимались должностные лица гарнизона, теперь организованы по территориальному принципу (например, медицинское, ветеринарное, финансовое обеспечение и т.д.). Из-за этого и было решено исключить ряд должностных лиц гарнизона, необходимости в которых в настоящее время нет.

Кроме этого, появились штатные военные комендатуры, которых еще не было в 2001 году. Часть обязанностей теперь профессионально выполняют их должностные лица, тогда как в прошлом ряд должностей возлагался на должностных лиц воинских частей гарнизонов в виде общественной нагрузки.

В Уставе гарнизонной и караульной служб с учетом сложившейся практики и целесообразности уточнены обязанности оставшихся должностных лиц гарнизона, дежурного по гарнизону, их содержание приведено в соответствие с требованиями законодательства.

В Устав включена глава «Военные комендатуры», в которой определяются правовой статус, основы деятельности и задачи военных комендатур, а также обязанности их должностных лиц. Как пояснил Владислав Будик, новый статус военных комендатур в законодательном акте закреплен впервые. До этого были только правовые акты Министерства обороны, теперь же права и обязанности должностных лиц военных комендатур определены на уровне указа.

Также в Уставе предусматривается норма, позволяющая осуществлять охрану объектов, оборудованных техническими средствами охраны, контрольно-охранными группами. Дело в том, что на современном этапе Вооруженные Силы стали активнее использовать технические средства для охраны военных объектов. Человек на оснащенном ими охраняемом объекте нужен только для контроля их состояния и принятия мер реагирования к нарушителям.

Уточнены с учетом сложившейся практики отдельные положения глав «Парады войск», «Почетные караулы», «Возложение венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества».

 Изменения в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Республики Беларусь

В Дисциплинарном уставе уточняются перечни поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, в частности, дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения» заменено на «лишение права увольнения из расположения воинской части на срок до одного месяца», что позволит повысить стимулирование военнослужащих срочной военной службы. Теперь можно в рамках одного дисциплинарного взыскания установить срок наказания.

Уточнен перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на курсантов военных учебных заведений в связи с распространением на них статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В связи с изменением их статуса появились вопросы в практике применения поощрений и наказаний, возникла необходимость использовать к курсантам другие подходы. С вступлением Указа в силу к курсантам 1-2 курса будут применяться такие же дисциплинарные взыскания, как к военнослужащим срочной службы, а к курсантам 3 и последующих курсов – дисциплинарные взыскания, установленные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Дисциплинарный устав избавлен от нормы по наложению дисциплинарных взысканий на офицеров и прапорщиков, состоящих в запасе или находящихся в отставке. Чтобы было понятнее, о чем речь, полковник Владислав Будик привел такой пример: при прежней редакции Устава, если офицер или прапорщик, состоящий в запасе, надев военную форму, на ношение которой имеет право, совершил дисциплинарный проступок, он мог быть подвергнут взысканию. Фактически же такое взыскание было лишено смысла: например, объявленный выговор некуда было занести – служебные карточки на офицеров запаса не ведутся, механизм снятия наложенного взыскания отсутствовал. Поэтому от этой мало востребованной, практически мертвой нормы решено было отказаться.

Кроме того, предусмотрена норма, позволяющая применять к военнослужащим в соответствии с законодательством поощрения, не указанные в Дисциплинарном уставе, то есть расширить список поощрений.

 

Изменения для военнослужащих срочной военной службы

Некоторые внесенные изменения будут особенно интересны будущим призывникам и их родителям. В частности, как сообщил Владислав Будик, решено немного облегчить несение службы дневальным по роте: теперь очередному дневальному не запрещается сидеть при исполнении своих специальных обязанностей.

Определен порядок прекращения отпуска военнослужащим срочной военной службы, совершившим серьезные дисциплинарные проступки, который не был юридически урегулирован. Правом прекращать отпуск наделены военные коменданты военных комендатур и военные комиссары военных комиссариатов. Законодательство устанавливает минимальный срок отпуска. Если военнослужащий этот минимальный срок исчерпал, должностные лица могут прекратить ему отпуск и возвратить в воинскую часть. В иных случаях – сократить отпуск до этого минимума.

А также военнослужащим срочной военной службы разрешено ношение гражданской одежды не только в отпуске, но и в увольнении.

На самом деле, как отметил полковник Владислав Будик, изменений значительно больше, чем было перечислено, ведь различного рода корректировки коснулись более половины статей и большинства приложений общевоинских уставов. Издание общевоинских уставов в новой редакции позволило привести их в соответствие с нормами законодательных актов Республики Беларусь, исключив их двоякое толкование, совершенствовать нормативно-правовое поле функционирования Вооруженных Сил, организационные и правовые основы военной службы.

Он также уточнил, что все воинские части Вооруженных Сил были своевременно обеспечены печатными изданиями «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь», подготовленными и выпущенными Национальным центром правовой информации.

 

По сообщению Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Поделиться: