+375 17

354-78-92
354-78-76

Презентация
программы ЭКСПЕРТ
в вашем офисе
 
 

Обновление баз

Законодательство Российской Федерации:

kodeks

Система российского законодательства

«Кодекс»,
«Техэксперт».

Новое в лицензировании

20 мая 2015

С 1 июля 2015 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 20.02.2015 № 92 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь“ (далее – Указ № 92), которым внесены изменения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь, в части лицензирования оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, а также лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.

На какие вопросы следует обратить внимание?

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 92 право на осуществление оптовой торговли табачными изделиями имеют юридические лица, более 25 процентов акций (долей в уставных фондах) которых находится в собственности государства. Каким образом будет осуществляться передача 25 процентов доли в уставном фонде организации в собственность государству, кто будет являться субъектом сделки со стороны государства и каким договором будет оформляться передача доли?

Какие требования предъявляются к организационно - правовой форме соискателя лицензии на оптовую торговлю табачными изделиями?

По информации Государственного комитета по имуществу субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Статьей 216 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Государственные юридические лица, у которых государственное имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут выступать участниками хозяйственных обществ в соответствии с законодательством и уставами.

Вхождение Республики Беларусь, административно‑ территориальных единиц, республиканских унитарных предприятий, коммунальных унитарных предприятий в состав участников хозяйственных обществ возможно в соответствии с законодательством и уставами хозяйственных обществ в случаях:

- внесения денежного либо неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества;

- приобретения акций (доли в уставном фонде) хозяйственного общества.

Вопросы приобретения акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в собственность Республики Беларусь регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 г. № 294 ”О порядке распоряжения государственным имуществом“ (далее – Указ № 294).

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа № 294 приобретение в собственность Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, не связанное с внесением имущества в уставный фонд, осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.

В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Указа № 294 приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в собственность Республики Беларусь безвозмездно осуществляется по решению Совета Министров Республики Беларусь.

Приобретение акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ за счет собственных средств государственных организаций осуществляется в соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 Указа № 294.

Согласно подпункту 4.47 пункта 4 Положения о Государственном комитете по имуществу, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 958 ”Вопросы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь“, Госкомимущество выступает от имени государства держателем акций, принадлежащих Республике Беларусь, осуществляет в установленном законодательством порядке владение и распоряжение принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) хозяйственных обществ, передает их в управление органам государственного управления и иным государственным организациям, обеспечивает их принятие в установленном порядке в собственность Республики Беларусь.

Во исполнение абзаца второго пункта 16 Указа № 294 местными Советами депутатов должен быть определен порядок распоряжения имуществом, находящимся в собственности соответствующих административно‑территориальных единиц, аналогичный порядку, установленному Указом № 294.

К юридическим лицам, в уставных фондах которых более 25 процентов акций (долей в уставных фондах) находится в собственности государства, относятся хозяйственные общества, в которых Республике Беларусь и (или) административно-территориальным единицам, республиканским унитарным предприятиям, коммунальным унитарным предприятиям принадлежит доля в уставном фонде в совокупности или отдельно в размере более 25 процентов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, вхождение Республики Беларусь, административно–территориальных единиц, республиканских унитарных предприятий, коммунальных унитарных предприятий в состав участников хозяйственных обществ возможно в соответствии с законодательством и уставами хозяйственных обществ только на добровольной основе.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа № 92 для осуществления оптовой торговли табачными изделиями необходимо наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 кв. метров. Возможно ли для получения специального разрешения (лицензии) наличие арендованных (либо используемых по договору лизинга) складских помещений?

Для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления оптовой торговли табачными изделиями необходимо складское помещение общей площадью не менее 1000 м.кв. Возможно ли наличие нескольких складских помещений меньшей площади? К примеру, 4 помещения по 250 м.кв.?

Согласно абзацу третьему подпункта 370.4 пункта 370 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (в редакции Указа № 92) (далее – Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии для осуществления оптовой торговли табачными изделиями, является наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1000 кв. метров. Вопросы, касающиеся права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, урегулированы нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь.

В этой связи полагаем, что наличие у соискателя лицензии арендованных складских помещений (и т.п.) не может рассматриваться в качестве соответствия одному из предъявляемых лицензионных требований и условий.

Поскольку речь идет о складских помещениях, а не о ”складском помещении“, соискатель лицензии может иметь одно или несколько складских помещений общей площадью (в совокупности) не менее 1000 кв. метров.

В то же время наличие складских помещений, определенных подпунктом 370.1 пункта 370 Положения о лицензировании, является лицензионным требованием к лицензиату, не ограничивающим его в хранении табачных изделий в иных складских помещениях, местонахождение которых указано в специальном разрешении (лицензии).

При этом лицензиат может осуществлять оптовую торговлю табачными изделиями только с использованием складских помещений, местонахождение которых указано в специальном разрешении (лицензии).

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа № 92 лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату, является постоянное наличие в штате не менее 25 работников, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы (для оптовой торговли табачными изделиями). Возможен ли прием работников в штат (не менее 25 человек по основному месту работы) на неполный рабочий день?

В соответствии с пунктом 371 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату для оптовой торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, является постоянное наличие в штате не менее 25 работников, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы.

Статьей 153 Налогового кодекса Республики Беларусь определено, что под местом основной работы признается наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах).

По информации Министерства труда и социальной защиты статьей 118 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) неполное рабочее время может устанавливаться по соглашению между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии в виде неполного рабочего дня и (или) неполной рабочей недели.

Таким образом, в Положении о лицензировании указана численность работников в штате организации, то есть лиц, работающих по трудовым договорам. Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, не учитываются.

Субъект торговли осуществляет оптовую торговлю табачными изделиями 3 года. Подпунктом 1.3 пункта 1 Указа № 92 установлено, что период осуществления оптовой торговли должен быть не менее 5 лет. Как будет исчисляться срок оптовой торговли в случае слияния с иным субъектом хозяйствования, чей оптовый стаж работы составляет не менее 10 лет ?

В соответствии с абзацем пятым подпункта 370.4 пункта 370 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии для осуществления оптовой торговли табачными изделиями, является период осуществления оптовой торговли (независимо от вида товара) не менее 5 лет.

Согласно пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Пунктом 373 Положения о лицензировании установлено, что при определении продолжительности периода осуществления оптовой торговли учитывается время осуществления оптовой торговли юридическим лицом, в результате реорганизации которого в форме преобразования, слияния, выделения или разделения было создано юридическое лицо – соискатель лицензии, а также юридическим лицом, присоединенным к юридическому лицу – соискателю лицензии.

Таким образом, применительно к поставленному вопросу, десятилетний период осуществления оптовой торговли одного из юридических лиц, полагаем, может быть признан выполнением лицензионного требования (условия) соискателем лицензии - вновь возникшим юридическим лицом (правопреемником).

Что делать лицензиатам после 1 июля 2015 г., если условия осуществления ими лицензируемой деятельности не соответствуют требованиям Указа № 92 ?

Пунктами 2 и 3 Указа № 92 определен переходный период с 01.07.2015 до 01.10.2015.

Лицензиаты обязаны до 01.10.2015 обеспечить выполнение новых лицензионных требований и условий (в части доли государства в уставном фонде, наличия площадей, периода осуществления оптовой торговли, другим требованиям, предусмотренным Указом № 92) и представить информацию об обеспечении выполнения лицензионных требований и условий в лицензирующие органы.

Если лицензиаты не обеспечат соблюдение новых лицензионных требований и условий, действие выданных им лицензий приостанавливается (прекращается) в соответствии с требованиями, предусмотренными Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450.

В случае прекращения действия лицензии:

- по всем составляющим работам и (или) услугам, указанным в лицензии, лицензиат прекращает деятельность и сдает в лицензирующий орган оригинал или дубликат лицензии;

- по отдельным составляющим работам и (или) услугам, указанным в лицензии – обращается в лицензирующий орган с заявлением о внесении в специальное разрешение (лицензию) необходимых изменений и (или) дополнений.

В случае прекращения действия лицензии остатки товаров реализуются в соответствии с Инструкцией о порядке реализации или возврата поставщикам образовавшихся остатков алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.11.2010 № 37/85.

 

По сообщению сайта Министерства торговли Республики Беларусь 

Поделиться: