Принята новая редакция правил бытового обслуживания потребителей
8 апреля 2015
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 268 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590» внесены изменения и дополнения в Правила бытового обслуживания потребителей (изложены в новой редакции).
Принятие Правил в новой редакции было обусловлено следующим.
Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 «О создании государственного информационного ресурса ”Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее – Указ № 371) впервые в Республике Беларусь определена деятельность в сфере бытового обслуживания.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2014 г. № 1108 (далее – постановление № 1108) регламентирован Порядок формирования и ведения государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», определены термины «бытовая услуга», «вид бытовых услуг», «вид объекта бытового обслуживания», «объект бытового обслуживания», «субъект бытового обслуживания», «форма бытового обслуживания» (принято в развитие Указа № 371).
Правила бытового обслуживания потребителей, представленные в новой редакции:
- приведены в соответствие с Указом № 371, постановлением № 1108 и отражают реальные требования к предоставлению каждой из бытовых услуг, представленной в Правилах;
- дополняются новыми главами:
«Особенности оказания бытовых услуг сельским комплексным приемным пунктом по приему заказов на бытовые услуги»;
Справочно.
Регламентация Правилами бытового обслуживания деятельности сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги позволит упорядочить данную деятельность, а местным органам власти более гибко учитывать реальные потребности сельского населения в бытовых услугах, организовать обслуживание населения с учетом специфики каждого региона, рационально использовать оборудование.
«Особенности оказания бытовых услуг по подарочным сертификатам, абонементам».
Справочно.
Субъекты, оказывающие бытовые услуги, для увеличения потребительского спроса к своему виду услуг внедряют новые методы осуществления своей предпринимательской деятельности, такие как оформление подарочных сертификатов и абонементов для потребителей. В тоже время, выдача и использование таких подарочных сертификатов и абонементов в области бытового обслуживания до настоящего времени законодательно не закреплена, что влекло за собой появление конфликтных ситуаций и увеличение обращений граждан в органы государственного управления.
В главе «Особенности оказания бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств» в требованиях к документации учтены реалии настоящего времени: рост требований к качеству услуг и культуре обслуживания. С целью сокращения числа нелегальных объектов автосервиса урегулирован вопрос предоставления услуг передвижными комплексами сервисного обслуживания автомобилей (новая услуга автосервиса, предложенная бизнес-сообществами). Также проектомурегулирован порядок оказания услуг по технической помощи на дороге и аренде механических транспортных средств от оформления заявки до предоставления самой услуги (ранее не регламентировался).
Упрощается порядок взаимодействия потребителя и исполнителя в процессе оказания бытовой услуги (упрощаются вывески на объектах, упорядочивается информация на стендах, уточняются требования к оформлению заказов, разрешается взаимодействие исполнителя и потребителя посредством электронных видов связи).
Устанавливается обязанность исполнителя указывать стоимость бытовой услуги в белорусских рублях.
Устанавливается право инвалидов I группы, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата II и III группы на обслуживание в объектах бытового обслуживания в первоочередном порядке, а также приоритетное право на оказание услуг парикмахерских, фотоуслуг инвалидам I группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата II и III группы по месту нахождения потребителя (на дому у потребителя, в организации здравоохранения и других местах).
Корректируются особенности оказания тех или иных бытовых услуг.
Напомним, что Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями в сфере бытового обслуживания. Правила бытового обслуживания потребителей обязательны для исполнения всеми субъектами, оказывающими бытовые услуги. Не выполнение Правил влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Новая редакция Правил вступает в силу через три месяца после его официального опубликования. Это значит, что субъектам, оказывающим бытовые услуги, отводится три месяца для приведения в соответствие с законодательством: информационных вывесок, стендов для потребителей, и другой информации об исполнителе и оказываемых им услугах; документов, подтверждающих заказ; абонементов, сертификатов на услуги; порядка расчетов с потребителями за оказанные услуги.
В ближайшее время Министерством торговли будут проведены семинары для субъектов, оказывающих бытовые услуги, по разъяснению норм новой редакции Правил бытового обслуживания потребителей.
С Правилами бытового обслуживания потребителей, изложенными в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 268 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590», можно ознакомиться здесь.
По сообщению сайта Министерства торговли Республики Беларусь