НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДЛЯ КАДРОВИКОВ
8 августа 2018
Обзор юриста Самосейко В.Э.
Главный редактор СМИ – только гражданин Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 128-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" (далее – Закон № 128-З), который вступает в силу с 01.12.2018, внесены в частности изменения в Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З "О средствах массовой информации" (далее – Закон о СМИ). В нем установлены в том числе меры по ограничению иностранного участия в формировании национального информационного пространства. Так согласно новой редакции п. 1 ст. 31 Закона о СМИ главным редактором (редактором) средства массовой информации может быть руководитель юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо уполномоченное им лицо, являющиеся гражданами Республики Беларусь и осуществляющие свою профессиональную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Кром того также новой редакцией ст. 15 Закона о СМИ (подп. 1.7 п. 1) в качестве основания для отказа в государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации закрепляется назначение главным редактором (редактором) средства массовой информации лица, не являющегося гражданином Республики Беларусь.
Обратим внимание, что в новой редакции п. 2 ст. 1 Закона о СМИ определяются следующие виды средства массовой информации - газета, журнал, бюллетень, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, сетевое издание, иная совокупность информационных сообщений и (или) материалов (передач), носящая периодический характер и предназначенная для неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона № 128-З юридические лица, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, учредители средств массовой информации, зарегистрированных до вступления в силу данного Закона, владельцы интернет-ресурсов обязаны в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Закона обеспечить выполнение требований, предусмотренных Законом № 128-З. Т.е. в частности обеспечить, чтобы главным редактором СМИ был гражданин Республики Беларусь, если до этого им был иностранный гражданин или лицо без гражданства.
И вновь о печати
в Инструкции по делопроизводству
Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.07.2018 № 154 "Об изменении постановления Министерства юстиции Республики Беларусь" с 03.08.2018 внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству), в части использования печати.
Так в ч. 3 п. 18 Инструкции по делопроизводству норму о том, что для электронных документов функцию печати выполняет ЭЦП юридического лица или руководителя организации, его заместителей, иного уполномоченного лица, заменили на то, что печать может не проставляться организациями, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
Т.е. фактически продублировали подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства".
В новой редакции изложен п. 62 Инструкции по делопроизводству, посвященный реквизиту "Печать". Так в новой редакции не упоминается, что:
- реквизит "Печать" ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности.
- на определение (формирование) организацией Перечня документов, на которых проставляется печать, составляемого на основании законодательства Республики Беларусь;
- необходимо проставлять печать на подлинниках документов и их копиях, в том числе факсимильных, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей. Заметим, что исключен п. 130 Инструкции по делопроизводству, в котором было закреплено, что при необходимости служебная справка может заверяться печатью, а в обязательном порядке печатью организации заверялись личные справки;
- необходимо закреплять в локальных нормативных правовых актах организации, разрабатываемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, порядок использования и ответственность за хранение печатей.
Также исключена норма о том, что при пересылке копий документов, включая копии документов, необходимых для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц, и выписок из них в другие организации или выдаче их на руки отметку о заверении копии необходимо удостоверять печатью организации (ранее ч. 8 п. 64 Инструкции по делопроизводству).
Размноженные экземпляры документа, предназначенные для рассылки или внутреннего пользования и не воспроизводящие факсимильную подпись подлинника, допускается сейчас удостоверять
- либо печатью, проставляемой на месте, отведенном для собственноручной подписи;
- либо посредством проставления отметки о заверении копии (ч. 5 и 6 п. 64 Инструкции по делопроизводству).
Проставлением отметкой о заверении копии (ч. 5 и 6 п. 64 Инструкции по делопроизводству) заверяются также копии документов в электронном виде, выполненные на бумажном носителе и предназначенные для обращения внутри организации.
в Гражданском кодексе
Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 135-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь", вступающим в силу с 01.02.2019, вносятся изменения в том числе в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
В рассматриваемом случае для кадровиков – это не обязательность наличия печати на доверенности, а в государственных организациях – в некоторых случаях и подписи главного бухгалтера.
Действующая редакция п. 5 ст. 186 ГК |
Новая редакция п. 5 ст. 186 ГК |
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительным Доверенность от имени юридического лица, основанного на собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальной единицы, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. |
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительным документом этой организации. Руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности. Доверенность от имени юридического лица, основанного на собственности Республики Беларусь или собственности административно-территориальной единицы, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, если иное не предусмотрено законодательными актами. |
Аналогичные изменения коснулись оформления доверенности для представления интересов в суде. Так согласно части вторую ст. 76 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в новой редакции доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительным документом этой организации.
Уведомляем военкомат в месячный срок
Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 126-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», который вступает в силу с 01.09.2018, внесены в частности изменения в Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе". Так изложена в новой редакция ст. 9 данного Закона, которая устанавливает обязанности должностных лиц республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, ответственные за военно-учетную работу.
Для кадровиков, ведущих воинских учет в организации, а актуальным является изменение срока информирования военкоматов: с недельного на месячный.
Так наниматель (должностные лица организации, ответственные за военно-учетную работу) обязан сообщать сведения о приеме на работу (поступлении на учебу) граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и об их увольнении с работы (отчислении из учреждений образования (организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования)) в военные комиссариаты (обособленные подразделения), а такие сведения о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, - в управления Комитета государственной безопасности по областям в месячный срок.
Также обратим на расширение понятия воинской службы по призыву, в ней включена также в периоды мобилизации, военного положения, в военное время - военная служба по мобилизации.