Обзор Закона Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З "Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (Д.Ю. Николайчик, Е.В. Шаршун)
11 февраля 2025
Закон № 44-З содержит несколько блоков изменений, которые предлагается рассмотреть в данном материале.
В новой редакции изложен Закон о государственной регистрации, а также корректируются некоторые другие законы Республики Беларусь.
Подготовка законопроекта об изменении Закона о государственной регистрации осуществлялась на основании пункта 6 плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2021 № 508. Работа над законопроектом велась в целях актуализации норм Закона о государственной регистрации в части устранения пробелов в правовом регулировании правоотношений по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, совершенствования практики осуществления государственной регистрации недвижимого имущества, удостоверения документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделок с объектами недвижимого имущества, пересмотра механизмов и подходов при осуществлении государственной регистрации с учетом экстерриториальности государственной регистрации.
Основные положения новой редакции Закона о государственной регистрации сводятся с следующим.
Экстерриториальность государственной регистрации
Одной из ключевых норм Закона № 44-З является закрепление на законодательном уровне возможности подачи заявления о государственной регистрации, представления документов, являющихся основанием для государственной регистрации, а также последующее совершение регистрационных действий в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним не по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Исключением является совершение регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса (в этом случае, как и ранее, регистрационные действия будут совершаться регистраторами республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).
Данное нововведение позволит сократить временные и финансовые затраты заявителя, а также предоставит возможность выбора варианта места совершения регистрационных действий.
Обязательность государственной регистрации
В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 8 новой редакции Закона о государственной регистрации государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества является обязательной. При этом Законом о государственной регистрации и иными законодательными актами могут быть предусмотрены случаи, когда государственная регистрация не является обязательной (пункт 4 статьи 8, пункт 6 статьи 9 и пункт 6 статьи 10 Закона о государственной регистрации, пункт 3 статьи 22 КоЗ, подпункт 1.7 пункта 1 Указа Президента от 02.03.2021 № 76 ”Об оформлении правоудостоверяющих документов“ и др.).
Правообладатели, кандидаты в правообладатели, иные заинтересованные лица обязаны обратиться за государственной регистрацией создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества в срок не более шести месяцев с момента наступления события или совершения действия, с которыми законодательство связывает наличие оснований для государственной регистрации, за исключением государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования жилых помещений, сроки государственной регистрации которых установлены жилищным законодательством (статьи 26 и 179 Жилищного кодекса), и иных случаев, установленных законодательными актами. К таким случаям, в частности, отнесены сроки обращения за государственной регистрацией в отношении земельных участков и прав на них (пункты 3-8 статьи 85 КоЗ).
Обязательность государственной регистрации закрепляется также в отношении прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. В данном случае правообладатели, кандидаты в правообладатели, иные заинтересованные лица обязаны обратиться за государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в срок не более шести месяцев с момента наступления события или совершения действия, с которыми законодательство связывает наличие оснований для государственной регистрации, за исключением государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на жилые помещения, сроки государственной регистрации которых установлены жилищным законодательством, и иных случаев, установленных законодательными актами (часть вторая пункта 4 статьи 9 новой редакции Закона о государственной регистрации).
При этом в статье 6 Закона № 44-З содержится оговорка о том, что создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на него, сделки с ним, основанием для государственной регистрации которых являются документы, выданные до вступления в силу данной статьи (т.е. до 11 июня 2025 г), подлежат государственной регистрации до 1 января 2031 г.
Предполагается, что нововведение, касающееся обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним будет являться стимулом для обращения за осуществлением государственной регистрации в установленные сроки, что, в свою очередь, обеспечит достоверность, актуальность и целостность единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Удостоверение документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом двумя и более регистраторами
В настоящее время удостоверение договора регистратором возможно только в присутствии всех сторон договора, т.е. требует личного участия заинтересованных.
Удостоверение документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, двумя или более регистраторами одной либо разных территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним позволит осуществить соответствующее удостоверение в согласованные заинтересованными лицами день и время у разных регистраторов посредством видеоконференцсвязи без необходимости их совместного очного присутствия.
Внесение исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в автоматическом режиме
Согласно действующей редакции Закона о государственной регистрации внесение исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в настоящее время осуществляется только на основании заявления правообладателя, других заинтересованных лиц либо сведений государственных органов (иных организаций), а также по инициативе регистратора – при внесении исправлений, связанных с технической ошибкой, на основании судебного постановления – при внесении исправлений, связанных с ошибкой нетехнического характера.
Нововведение в части внесения исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним касается возможности на основании сведений и данных, полученных республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним из государственных информационных ресурсов, в автоматическом режиме актуализировать информацию об изменении адресов объектов недвижимого имущества (наименований населенных пунктов и улиц), идентификационных сведений правообладателей.
Также на основании информации из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним будет обеспечено внесение в автоматическом режиме в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним исправлений, связанных с возникновением, переходом прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в случае создания индивидуальным предпринимателем коммерческой организации, учреждаемой одним лицом. Документами, удостоверяющими права на недвижимое имущество, в отношении которых в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним внесены исправления, будут являться свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации права индивидуального предпринимателя на соответствующий объект недвижимого имущества и уведомление о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Внесение в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним информации о наличии рассматриваемого земельного спора
Новая редакция Закона о государственной регистрации содержит норму о том, что в регистрационную книгу вносятся отметки о поступивших в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним сведениях из местных исполнительных и распорядительных органов и (или) судов о наличии рассматриваемого в установленном порядке земельного спора (подпункт 4.4 пункта 4 статьи 27). При этом такие отметки действуют до принятия уполномоченным государственным органом решения или вступления в законную силу судебного постановления по такому спору.
Данное нововведение позволит сократить случаи осуществления государственной регистрации сделок в отношении земельных участков, которые являются предметом неразрешенных споров.
Совершенствование порядка взаимодействия между нотариусами и регистраторами
Частью первой пункта 1 и пунктом 2 статьи 7 новой редакции Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в случае, если основанием для государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также для внесения исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним являются документы, удостоверенные либо выданные нотариусом, нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие, направляет в день его совершения в государственную информационную систему ”Единый реестр имущества“ для осуществления государственной регистрации (для внесения исправлений) электронные копии таких документов на бумажном носителе и составленное в виде электронного документа уведомление об их направлении, а также получает свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (уведомление о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).
Данное нововведение позволит осуществлять государственную регистрацию, совершать регистрационные действия, вносить исправления в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок без обязательной подачи заявителем в республиканскую либо территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним заявления о государственной регистрации, а также документов, являющихся основанием для совершения регистрационных действий. Государственная регистрация (внесение исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним) в данном случае будут осуществляться на основании направленных нотариусом электронных копий документов, уведомления о направлении документов и после подтверждения факта уплаты государственной пошлины, взимаемой в случаях, установленных законодательными актами, внесения платы за осуществление государственной регистрации (платы за внесение исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним). Государственная регистрация (внесение исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним), осуществляемые на основании документов, направленных нотариусом, не будут являться административными процедурами.
Ожидаемый эффект взаимодействия между нотариусами и регистраторами – максимальное обеспечение полноты и достоверности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; снижение количества лиц, не обратившихся за государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; обеспечение удобства для заявителей в части исключения необходимости личного обращения в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Обязательный досудебный порядок обжалования решений, действий (бездействия) регистратора
В настоящее время заинтересованное лицо, считающее, что регистратор своими решениями, действиями (бездействием) нарушил его гражданские права, имеет право подать жалобу на решения, действия (бездействие) регистратора в суд либо в течение одного года обратиться с заявлением в соответствующую территориальную или республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. В новой редакции Закона о государственной регистрации исключается возможность обратиться с жалобой в территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Статьей 43 новой редакции Закона о государственной регистрации предусмотрено, что заинтересованное лицо имеет право обжаловать решения, действия (бездействие) регистратора или иного лица, уполномоченного на принятие решений и совершение действий, предусмотренных Законом о государственной регистрации, в республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие ”Национальное кадастровое агентство“) и в суд. При этом обжалование решений, действий (бездействия) вышеназванных лиц в судебном порядке может осуществляться только после обжалования их в административном (внесудебном) порядке.
Недействительность государственной регистрации
В новой редакции Закона о государственной регистрации сохранено правило, согласно которому государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом могут быть признаны недействительными только в судебном порядке (пункт 1 статьи 12). При этом важной новеллой Закона № 44-З является закрепление нормы о том, что последствием признания судом недействительной сделки с недвижимым имуществом является недействительность государственной регистрации этой сделки и основанных на ней прав.
Ограничение на занятие должности регистратора
В новой редакции Закона о государственной регистрации уточняются требования, касающиеся возможности назначения лица регистратором. Так, регистратор должен иметь высшее юридическое образование, или высшее образование по специальностям ”Земельный кадастр“ либо ”Землеустройство и кадастры“, или высшее образование и опыт совершения регистрационных действий не менее трех лет на день официального опубликования Закона о государственной регистрации. Как и ранее, требуется прохождение аттестации на регистратора. При этом вводится запрет на занятие должности регистратора лицом, ранее совершившим умышленное преступление, судимость за которое не снята или не погашена в установленном законом порядке (часть первая пункта 3 статьи 18). Государственный комитет по имуществу вправе устанавливать дополнительные требования к назначению регистратора.
Пространственные данные объектов недвижимого имущества
Одним из принципов ведения единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним является его публичность, что предполагает открытость сведений данного регистра (статья 24 Закона о государственной регистрации).
В настоящее время в Республике Беларусь ведется публичная кадастровая карта, представляющая собой геоинформационную систему, оператором которой является ГУП ”Национальное кадастровое агентство“, предназначенную для ознакомления землепользователей, иных заинтересованных лиц посредством глобальной компьютерной сети Интернет (www.map.nca.by) с пространственными и другими данными единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра цен на земельные участки и регистра стоимости земель, земельных участков открытого доступа, а также с иными пространственными данными по согласованию с их правообладателями.
Для реализации принципа публичности единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в Закон о государственной регистрации введено новое понятие ”пространственные данные объекта недвижимого имущества“, под которыми понимаются данные о расположении объекта недвижимого имущества в пространстве, включающие сведения о его форме, в том числе представленные с использованием координат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона о государственной регистрации пространственные данные объектов недвижимого имущества, сведения о которых содержатся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, размещаются на публичной кадастровой карте в глобальной компьютерной сети Интернет. Правообладатели и иные заинтересованные лица могут ознакомиться с ними на безвозмездной основе.
Приведение Закона о государственной регистрации в соответствие с иными законодательными актами
Помимо вышеназванных основных новаций в Закон о государственной регистрации также вносятся изменения с целью приведения его положений в соответствие с вновь принятыми (изданными) законодательными актами (Гражданским кодексом (в редакции Закона от 13.11.2023 № 312-З ”Об изменении кодексов“), Кодексом гражданского судопроизводства, Законом от 10.11.2008 № 455-З ”Об информации, информатизации и защите информации“, Законом от 28.12.2009 № 113-З ”Об электронном документе и электронной цифровой подписи“).
В соответствии с Законом № 44 положения подпункта 1.2 пункта 1 Декрета № 24, согласно которому договоры аренды, субаренды недвижимого имущества, безвозмездного пользования недвижимым имуществом независимо от срока аренды, субаренды, безвозмездного пользования, об изменении или расторжении этих договоров, а также права на недвижимое имущество, возникающие в связи с заключением данных договоров, не подлежат государственной регистрации, имплементированы в Закон о государственной регистрации (пункт 5 статьи 9 и пункт 5 статьи 10).
В этой связи, а также учитывая то, что иные положения Декрета № 24 ранее имплементированы в Гражданский кодекс, статьей 8 Закона № 44-З Декрет № 24, а также Декрет Президента от 30.08.2011 № 7 ”О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 19 декабря 2008 г. № 24“ признаны утратившими силу.
Новая редакция Закона о государственной регистрации вступит в силу с 11 июня 2025 г. Как представляется, рассмотренные корректировки Закона о государственной регистрации позволят обеспечить более эффективное, соответствующее современным реалиям правовое регулирование отношений, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также устранить существующие проблемы в практике применения данного Закона.
Помимо изложения в новой редакции Закона о государственной регистрации статьей 3 Закона № 44-З вносятся изменения в КоЗ. Корректировка КоЗ обусловлена необходимостью решения некоторых проблем в регулировании земельных отношений, возникавших в правоприменительной практике.
Законом № 44-З внесены дополнения в статьи 14 и 16 КоЗ, касающиеся предоставления земельных участков иностранным гражданам и лицам без гражданства в собственность и пожизненное наследуемое владение. В частности, предусмотрено, что земельные участки могут находиться в частной собственности и пожизненном наследуемом владении указанных граждан в случае приобретения ими на основании гражданско-правовой сделки зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме. Кроме того, земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан и лиц без гражданства в случае приобретения ими на основании гражданско-правовой сделки или судебного постановления доли в праве собственности на земельный участок, являющийся собственностью не только одного из супругов, но и их наследников.
Внесены корректировки в статью 37 КоЗ, определяющую случаи, когда не взимается плата за право аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. В подпункте 5.11 пункта 5 дополнительно предусмотрено, что при предоставлении участникам совместного домовладения, организациям застройщиков, товариществам собственников, организациям, управляющим общим имуществом совместного домовладения, уполномоченным лицам по управлению общим имуществом совместного домовладения земельных участков в аренду для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), в которых возникли отношения по совместному домовладению, плата за право аренды земельных участков не взимается, если такая плата ранее не взималась при предоставлении этих участков в аренду для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений).
При заключении на новый срок договора аренды земельного участка, за право аренды которого была внесена плата, плата за право аренды земельных участков взимается, если такая плата ранее взималась при предоставлении этих участков в аренду для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), за исключением платы, приходящейся на часть земельного участка, соответствующую доле, занимаемой жилыми помещениями и иным имуществом, предназначенным для обслуживания этих помещений (пункт 6 статьи 37 КоЗ).
Редакционное изменение претерпели статьи 44 и 45 КоЗ. Вопросы, связанные с формированием свободных (незанятых) земельных участков будут регулироваться статьей 44 КоЗ. В отношении изъятия и предоставления дополнительных земельных участков будут применяться положения статьи 45 КоЗ.
В статью 61 КоЗ внесены изменения в целях приведения ее в соответствие с нормами подпункта 1.1.2-3 пункта 1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента от 26.04.2010 № 200.
Передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), до получения их арендаторами документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), может осуществляться после принятия местным исполкомом соответствующего решения о разрешении совершения такой сделки.
При этом передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), до получения их арендаторами документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), в том числе передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями, допускается при соблюдении условий, установленных пунктом 4 статьи 61 КоЗ. Аналогичный подход применяется при отчуждении земельных участков, находящихся в частной собственности и предоставленных для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения) (пункт 7 статьи 65 КоЗ).
Законом № 44-З внесены дополнения в статью 71 КоЗ, в соответствии с которыми при реорганизации юридического лица, у которого земельный участок находится в постоянном пользовании, к созданному в результате реорганизации юридическому лицу (юридическим лицам) право постоянного пользования на земельный участок переходит с учетом требований подпункта 1.2 пункта 1 статьи 17 КоЗ.
Исходя из подпункта 1.2 пункта 1 статьи 17 КоЗ, на праве постоянного пользования у юридических лиц могут находиться земельные участки, право постоянного пользования на которые перешло к государственным организациям или хозяйственным обществам, более 50 процентов акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит государству, а также к иным лицам для целей, указанных в пункте 2 статьи 17 КоЗ. Соответственно, при реорганизации юридического лица, у которого земельный участок находится в постоянном пользовании, данное право может перейти только к тем юридическим лицам, которые указаны в подпункте подпункта 1.2 пункта 1 статьи 17 КоЗ (пункт 8 статьи 71 КоЗ). В случае создания в результате реорганизации иных юридических лиц вид права на земельный участок должен быть изменен.
В подпункт 1.5 пункта 1 статьи 104 КоЗ внесена корректировка уточняющего характера, в соответствии с которой внесение исправлений в документы государственного земельного кадастра может осуществляться на основании сведений организации по землеустройству при внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в отношении нефиксированных границ земельных участков сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, находящихся в государственной собственности, в случае уточнения границ таких земельных участков при выполнении работ по обновлению и эксплуатации земельно-информационной системы Республики Беларусь.
Изменения КоЗ вступили в силу с 11 декабря 2024 г.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 21 плана подготовки проектов законодательных актов на 2025 год, утвержденного Указом Президента от 30.12.2024 № 477, планируется комплексная корректировка КоЗ, а также внесение изменений в статью 3 Закона от 18.11.2022 № 195-З ”Об изменении кодексов“, в том числе направленных на уточнение действующего алгоритма легализации самовольно занятых земельных участков и упрощение порядка такой легализации в зависимости от степени тяжести допущенных землепользователями нарушений.
Статьей 5 Закона № 44-З внесены изменения в статью 3 Закона от 18.11.2022 № 195-З ”Об изменении кодексов“
Пожалуй, самой востребованной нормой Закона № 44-З для граждан является продление срока земельной амнистии, истекавшего в сентябре 2025 г., в течение которого возможна реализация права на легализацию фактов самовольного занятия земельных участков, их нецелевого использования и фактов предоставления земельных участков с нарушением установленного порядка.
Заявление о принятии соответствующего решения местным исполкомом должно быть подано заинтересованным лицом до 1 января 2028 г. При этом сохраняется необходимость соблюдения совокупности ранее установленных условий возможности такой легализации:
сохранение возведенного, реконструированного капитального строения (здания, сооружения) и изменение целевого назначения существующего земельного участка не влекут существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
отсутствие на рассмотрении в суде спора в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка, а равно отсутствие неисполненного судебного постановления (исполнительного документа), обязывающего совершить определенные действия в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка;
подтвержден факт возведения, реконструкции капитального строения (здания, сооружения) до 1 сентября 2022 г., за исключением случаев, решения по которым приняты Президентом Республики Беларусь;
возведение, реконструкция капитального строения (здания, сооружения) связаны с несоблюдением целевого назначения земельного участка, предоставленного до 1 сентября 2022 г.;
в местный бюджет внесена плата за право легализации в размере кадастровой стоимости земельного участка либо его части.
В случае необращения заинтересованных лиц до 1 января 2028 г. решения в отношении самовольного строительства будут приниматься в общем порядке в соответствии с положениями статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, до 1 января 2028 г. продлен срок, в течение которого заинтересованным лицом может быть подано заявление о предоставлении земельного участка в садоводческом товариществе для коллективного садоводства по фактическому пользованию.
Таким образом, ключевыми нормами Закона № 44-З явились:
изменение Закона о государственной регистрации (установление обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; введение экстерриториальности государственной регистрации, обязательного досудебного порядка обжалования решений, действий (бездействия) регистратора, введение нового механизма взаимодействия регистраторов и нотариусов и др.);
решение в КоЗ ряда проблемных вопросов, связанных с предоставлением и переходом прав на земельные участки;
продление срока земельной амнистии.