Изменения в работе государственных органов с 01.01.2025 в регулировании государственной защиты детей в неблагополучных семьях в связи с утратой силы Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 и внесением изменения в КоБС и иные акты законод
11 февраля 2025
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.
Не соблюдение на практике данных конституционных положений крайне негативно сказывается на физическом, нравственном и психологическом развитии детей, оказавшихся в социально опасном положении.
Противодействием этим негативным явлениям явилось издание Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18), нормы которого определили новую модель межведомственной работы по защите детей, которые находятся в социально опасном положении и имеют необходимость в государственной защите.
Декретом № 18 установлен порядок применения к родителям семейно-правовой ответственности в виде лишения родительских прав и отобрания ребенка без лишения родительских прав, а также ряд иных правоотношений, связанных с возмещением родителями расходов на содержание таких детей.
С 1 января 2025 года Декрет № 18 утратил силу в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 08.07.2024 № 26-З «Об изменении законов по вопросам регулирования брачных и семейных отношений» (далее – Закон № 26-З).
Отмена Декрета № 18 как основополагающего документа в данной сфере правового регулирования не является показателем его невостребованности. Согласно ч. 3 ст. 101 Конституции Республики Беларусь (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 23.02.2012 № 2) временные декреты, имеющие силу закона, могут издаваться Президентом в силу особой необходимости. Безусловно, вопросы защиты детей в неблагополучных семьях явились такой необходимостью для его издания.
Вместе с тем, следует учитывать, что система национального законодательства включает в себя виды нормативных правовых актов, комплексно регулирующих определенные сферы правоотношений. Так, в частности, брачно-семейные отношения регулирует Кодекс о браке и семье (далее – КоБС), вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З, гарантии государства по реализации права граждан на труд регулирует – Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения», трудовые отношения обязанных лиц – Трудовой кодекс Республики Беларусь, вопросы принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов – Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» и т.п.
Декрет № 18 как раз и содержал нормы, относящиеся к вышеуказанным сферам правового регулирования, и дополнял различные законодательные акты по вопросам защиты детей в неблагополучных семьях.
Кстати, определение понятия «неблагополучная семья» законодательство не содержит. На практике семья признается неблагополучной, если родители злоупотребляют спиртными напитками и (или) наркотическими веществами, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей и в других случаях, предусмотренных действующими нормативными актами.
Выявление таких семей является прерогативной соответствующих государственных органов в соответствии с Положением о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2024 № 1055 «О признании детей находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».
Наличие нормативных правовых актов таких как декреты было достаточно распространённым в отечественной правовой системе. Однако Решением республиканского референдума от 27.02.2022 статья 101 Конституции, определяющая порядок принятия декретов, исключена и с этого времени законодатель активно ведет работу по включению норм действующих декретов в соответствующие законодательные акты, в соответствии с которыми корректируются также и подзаконные.
На решение данной задачи как раз и направлены нормы Закона № 26-З. В частности, документом осуществлена имплементация норм Декрета № 18 в ряд законов и кодексов, касающихся мер государственной защите детей в неблагополучных семьях, а также правового регулирования отдельных вопросов защиты детей и брачно-семейных отношений.
Анализируя положения Закона № 26-З можно констатировать, что не только все положения Декрета № 18 имплементированы (включены) в отраслевые законодательные акты, но также расширено правовое регулирование отдельных вопросов защиты детей и брачно-семейных отношений.
В новой редакции изложены нормы об отобрании ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 85-1), о возмещении родителями расходов на содержание детей (ст. 93). Внесены изменения в Жилищный кодекс, в законы:
о здравоохранении (дополнен нормой об особенностях проведения медицинского освидетельствования лиц, дети которых отобраны и помещены на государственное обеспечение);
о гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
об основах деятельности по профилактике правонарушений;
об исполнительном производстве (скорректирована норма о взыскании расходов государства на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении).
В КоБС включены новые нормы, ранее отсутствовавшие в Декрете № 18, о последствиях отобрания ребенка без лишения родительских прав (ст. 85-2); о госорганах и организациях, обеспечивающих меры по государственной защите детей (ст. 85-3), о взыскателях расходов по содержанию детей и особенностях взыскания таких расходов (ст.ст. 93-1, 93-2), о возникновении и прекращении запрета на отчуждение имущества обязанными лицами (ст. 93-3) и т.д.
Таким образом, пробелов в правовом регулировании в связи с отменой Декрета № 18 не возникло. В КоБС закреплен четкий механизм отобрания ребенка, установлены единые требования к содержанию и оформлению таких решений, действий комиссий по делам несовершеннолетних (далее – КДН) по информированию родителей несовершеннолетних и государственных органов, осуществляющих контроль за выполнением мер государственной защиты детей.
Следует отметить, что порядок отобрания ребенка по решению КДН сохранен и идентичен, ранее установленному Декретом № 18. Статья 85-1 КоБС, регламентирующая порядок отобрания ребенка по решению КДН, изложена в новой редакции.
Так, решение об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), одного из родителей, установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение принимается КДН в трехдневный срок, если установлено, что родители (единственный родитель), один из родителей ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении. При принятии такого решения КНД имеет статус органа опеки и попечительства. Ее решение является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.
Порядок формирования и деятельности КДН регулируется Положением о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 № 1599 (в ред. от 14.01.2025). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2025 № 21 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» повышен статус КНД, в частности закреплено, что председателем комиссии по делам несовершеннолетних исполкома (местной администрации) является заместитель председателя соответствующего исполкома (местной администрации), курирующий вопросы социальной сферы. Также определены функции членов комиссий.
Согласно ч. 3 ст. 85-1 КоБС в решение об отобрании ребенка вносится запись об обязанности родителей (единственного родителя), одного из родителей, у которых ребенок отобран, не позднее трех дней со дня получения копии такого решения явиться в государственную организацию здравоохранения для прохождения медицинского освидетельствования.
Для практической реализации данного положения Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» дополнен ст. 34-2, определяющей особенности проведения медицинского освидетельствования лиц, дети которых отобраны и помещены на государственное обеспечение, в том числе и механизм принудительной явки обязанного лица в соответствующую государственную организацию здравоохранения. Порядок прохождения медицинского освидетельствования лиц, дети которых отобраны и помещены на государственное обеспечение установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.12.2024 № 169 «О медицинском освидетельствовании лиц, дети которых отобраны и помещены на государственное обеспечение».
Как отмечалось выше, КоБС дополнен некоторыми нормами, вытекающими и из процедуры отобрания ребенка, в частности, о последствиях отобрания ребенка без лишения родительских прав (ст. 85-2), что предполагает утраты родителями такого ребенка права управлять делами и распоряжаться имуществом отобранного у них ребенка, а также получать государственные пособия семьям, воспитывающим детей, причитающиеся ребенку пенсии, алименты и другие текущие поступления, связанные с содержанием отобранного у них ребенка. Они также лишаются правом пользоваться льготами и преимуществами, основанием предоставления которых является факт рождения и (или) воспитания отобранного у них ребенка (при наличии таких льгот).
Закреплены полномочия государственных органов по обеспечению контроля за выполнением мер государственной защиты детей.
Так, в КоБС введена норма о государственных органах и организациях, обеспечивающих меры по государственной защите детей (ст. 85-3). Согласно данной норме обеспечение контроля за выполнением мер по государственной защите детей осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией (министерствами юстиции, труда и социальной защиты, внутренних дел, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, государственными органами, в подчинении которых находятся государственные учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь).
В КоБС включены положения о взыскателях расходов по содержанию детей (ст. 93-1).
Взыскателями расходов по содержанию детей определены органы управления образованием (когда дети находятся на государственном обеспечении в детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях), а также детские интернатные учреждения, учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь (когда дети находятся на государственном обеспечении в этих учреждениях). В интересах взыскателей расходов по содержанию детей с требованием о взыскании таких расходов в суд вправе обратиться прокурор. Требования о взыскании расходов взыскателями направляются в суд или к нотариусу.
Следует отметить, что Декрет № 18 не содержал списка органов (организаций), уполномоченных на взыскание расходов по содержанию детей.
Особенности взыскания расходов по содержанию детей (ст. 93-2 КоБС).
По общему правилу расходы по содержанию детей взыскиваются с обязанных лиц солидарно. Вместе с тем, суд вправе на основании заявления взыскателя расходов по содержанию детей или обязанного лица уменьшить размер подлежащих взысканию расходов по содержанию детей при наличии у обязанного лица на содержании и воспитании другого несовершеннолетнего ребенка или освободить обязанное лицо от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей и прекратить исполнительное производство, если этому лицу возвращен ребенок, находившийся на государственном обеспечении, и взыскание данной задолженности создаст тяжелое материальное положение для этого ребенка и (или) для других несовершеннолетних детей, если таковые имеются на содержании и воспитании этого обязанного лица.
Определена процедура вынесения судебного приказа, обращения взыскания расходов по содержанию детей на заработную плату и приравненные к ней доходы, а также на имущество обязанного лица. Установлен порядок возмещения расходов по содержанию детей обязанными лицами, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы или находящимися в лечебно-трудовых профилакториях.
Возникновение и прекращение запрета на отчуждение имущества обязанными лицами (ст. 93-3 КоБС).
Понятие обязанного лица вытекает из положений ч. 1 ст. 93 КоБС. К ним отнесены: родители, лишенные родительских прав, родители, у которых дети отобраны без лишения родительских прав по решению суда, родители, у которых дети отобраны по решению КНД, родители, находящиеся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей, родители, осужденные к наказанию в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы.
Обязанным лицам запрещаются отчуждение, передача в залог (ипотеку) принадлежащих им недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, включая недвижимое имущество, являющееся общей совместной собственностью супругов, а также доли в праве собственности на недвижимое имущество (в случае, если недвижимое имущество находится в общей долевой собственности), и транспортного средства (далее – запрет на отчуждение),
Исключения составляют случаи отчуждения жилых помещений, а также долей в праве собственности на жилые помещения, принадлежащих обязанным лицам, когда такое отчуждение производится в интересах (в пользу) детей обязанных лиц с письменного согласия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей. В отношении совершеннолетних детей обязанных лиц – на основании решения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе о даче согласия на такое отчуждение.
Установление наличия у родителей ребенка недвижимого имущества, доли в праве собственности на недвижимое имущество и транспортного средства является полномочием КНД, районным, городским исполнительным комитетом, местной администрации района в городе при принятии решения о помещении ребенка на государственное обеспечение (без лишения родительских прав).
Запрет на отчуждение определенных объектов недвижимого имущества прекращается в случае принятия решения о возвращении ребенка родителям (единственному родителю), одному из родителей и при условии полного погашения обязанным лицом расходов по содержанию детей либо освобождения судом должника - родителя, являющегося обязанным лицом, от уплаты задолженности по возмещению расходов по содержанию детей путем направления соответствующей информации в регистрационные органы.
С данной нормой КоБС коррелируется введенная Законом № 26-З Жилищного кодекса и изложенная в новой редакции ст. 73, устанавливающая возможность отчуждение собственником жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены его семьи, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите с письменного согласия органа опеки и попечительства; либо на основании решения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе о даче согласия на такое отчуждение в отношении совершеннолетних детей обязанных лиц.
В случае наложения ареста на недвижимое имущество, транспортные средства и иное имущество должника – гражданина в случае недостаточности у него денежных средств для погашения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в соответствии со ст. 112 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» арест на имущество должника снимается судебным исполнителем при наличии письменного согласия органа опеки и попечительства, а также решения рай (гор)исполкома, местной администрации района в городе о даче согласия на отчуждение жилого помещения, а также доли в праве собственности на жилое помещение, принадлежащих должнику - гражданину, являющемуся обязанным лицом, когда такое отчуждение производится в интересах (в пользу) несовершеннолетних (совершеннолетних соответственно) детей этого должника.
Таким образом, Закон № 26-З придал новый импульс в работе государственных органов, а также детализировал процедуру изъятия детей из неблагополучных семей; ответственность обязанных лиц, уклоняющихся от содержания детей, помещенных на государственное обеспечение; трудоустройства родителей, чьи дети находятся на государственном обеспечении; реализации имеющегося у неблагополучных родителей жилья и другого имущества для покрытия расходов на содержание ребенка.